Портал государственного учреждения
Создание портала государственного учреждения
В ходе успешной реализации Федеральной целевой программы«Электронная Россия (2002-2010 годы)», государством была создана развитая технологическая и коммуникационная инфраструктура. Органы власти и государственные учреждения начали вкладывать силы и средства в разработку, модернизацию и поддержку своих ресурсов.
В 2009 году системный интегратор «ARTWELL» подключился к процессу информатизации страны и на сегодняшний день может предложить широкий спектр услуг во всех сферах информационных технологий.
Обращаясь к нам, государственные заказчики получают комплексный подход к решению целевых задач, в числе которых: разработка АИС, ЦОД, ПАК, а также организация взаимодействия с системами электронного правительства.
Среди решений «под ключ» для органов государственного управления и государственных учреждений, отдельное место занимает услуга по созданию веб-порталов. Системный интегратор ARTWELL занимался разработкой более 50 государственных проектов. Сертифицированные специалисты и эффективный менеджмент дают нам возможность использовать лучшие мировые практики для достижения оптимального результата.
Основания для заказа работ
В настоящее время развитие информационных технологий в Российской Федерации во многом определяется Государственной программой«Информационное общество (2011-2020 годы)», принятой распоряжением Правительства России №2161-р от 2 декабря 2011 года.
Другими законодательными основаниями для заказа работ по разработке сайта и портала государственного учреждения являются:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 года № 1187-р «Перечень общедоступной информации, размещаемой в сети «Интернет».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 года № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных».
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697 (ред. от 06.11.2013) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, а также Федеральные законыи постановления, привязанные к конкретной отрасли или целевой программе.
Порядок заказа работ по созданию государственного портала регламентируется Федеральным законодательством:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Поддерживая комплексный подход в создании государственных порталов, «ARTWELL» предлагает Государственным Заказчикам содействие в оформлении тендерной и проектной документации. За более подробной информацией обращайтесь по телефону (495) 287-87-00 или в один из наших офисов в Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Караганде.
Государственный портал или сайт?
Портал – это информационная система, объединяющая тематические сайты и официальные ресурсы органов власти и государственных учреждений в единую платформу с общим интерфейсом пользователя, контролем доступа к приложениям и базам данных.
В отличие от сайта государственного учреждения, государственный портал – это полноценная Автоматизированная Информационная Система, которая объединяет в себе как доступ к информации граждан, так и функционал, автоматизирующий ряд обязанностей персонала.
Обычный сайт прекрасно подойдет для муниципальных образований, небольших бюджетных учреждений, а также коммерческих организаций, находящихся в собственности государства. Для их нормальной работы необходим сравнительно небольшой функционал – лента новостей, информация об учреждении и его деятельности, страница с контактами и обратной связью. Организациям федерального масштаба, которые сами по себе являются крупнейшими поставщиками и потребителями услуг, стоит обратить внимание на необходимость разработки веб-портала.
Основные задачи, реализуемые на порталах органов государственной власти:
- информирование общества о деятельности организации;
- информация о предоставляемых услугах;
- порядок обращения в государственные учреждения и органы власти;
- укрепление сотрудничества государства и общества;
- поощрение инициативности граждан в вопросах участия в деятельности государственных органов;
- оперативное реагирование на обращения граждан;
- содействие социальному и экономическому развитию;
- развитие кадрового состава;
- оптимизация бюджетных расходов на управление.
Разработка портала существенно отличается от создания сайта. Сайт может функционировать как сам по себе, так и быть частью другого ресурса. При разработке портала государственного учреждения необходимо осуществить ряд комплексных мероприятий по аудиту, оптимизации бизнес-логики и маркетинговому анализу. Кроме того, необходимо заранее продумать принципы проектирования серверной архитектуры, а в некоторых случаях – создания центра обработки данных.
Основываясь на собственном опыте, системный интегратор ARTWELL определил ряд основных задач, возникающих перед порталом государственного учреждения:
- повышение информационной открытости;
- проведение единой информационной политики открытости в рамках государственных программ;
- обеспечение государственных органов информационной средой и стандартами публикации информации о своей деятельности;
- возможность поиска информационных и справочных материалов;
- интерактивный прием обращений граждан;
- проведение голосований и опросов;
- получение доступной информации о деятельности органов государственного управления;
- общественное обсуждение документов, разрабатываемых государственными учреждениями;
- размещение фотогалерей, слайд-шоу, видеосюжетов.
Помимо массива различной информации, рассчитанной на посетителей извне, портал может располагать внутренней интранет-частью – персонализированным рабочим местом сотрудника государственного учреждения. Права доступа и функции, доступные сотруднику, определяются его служебными обязанностями. Авторизуясь в личном кабинете, он получает доступ к необходимым информационным источникам. Такие многофункциональные порталы позволяют проводить виртуальные совещания, ставить перед сотрудниками задачи и контролировать ход их выполнения.
Методика разработки государственного портала
Ключевая особенность портала государственного учреждения – структурирование информации, поступающей из множества источников. Государственная организация, как потребитель и поставщик услуг, нуждается в оптимизации своей деятельности для сокращения расходов на осуществление основных задач.
Типовые коммуникации:
- Граждане: обсуждения, документы, справки, лицензии, социальные программы, справки, налоги, пенсии, страховки;
- Бизнес: нормы, законы, инструкции, налоги, лицензии, гранты, субсидии, поставки;
- Государственные учреждения: координация и кооперация, законы, нормы, инструкции, вакансии, социальная защита, документооборот.
Чтобы четко определить, какие именно функции необходимо реализовать на портале, специалисты компании ARTWELLпроводят предпроектный анализ. В результате определяются ключевые требования и состав объектов автоматизации. На основе этих данных формируется концепция проекта, которая содержит общее описание будущего портала. Совместно с представителем государственного заказчика мы формируем основной список задач, выявляем возможные допущения и риски.
После утверждения основной концепции наступает черед создания технического задания. На этом этапе разрабатывается детальное описание портала, приводится исчерпывающий список его функций и правил их работы. Кроме того, техническое задание содержит макеты интерфейсов и страниц портала, представляющих, по сути, его каркас.
Следующий этап – непосредственно разработка портала. Создается дизайн страниц и пользовательских интерфейсов, разрабатываются программные модули. Государственный портал может содержать сотни модулей и подсистем, для примера приведем несколько типовых вариантов:
- «Поиск» Поиск по всем материалам, размещенным на портале, с учетом прав доступа пользователей. Включает функцию расширенного поиска для указания дополнительных параметров искомой информации – тип, раздел, дата публикации, другие значимые поля данных и поисковые маски.
- «Мобильная версия» Адаптация интерфейсов и функций внешнего и внутреннего портала для мобильных устройств.
- «Версия для слабовидящих» Адаптация информационных материалов и интерфейсов государственного портала для граждан с ограниченными возможностями.
- «Архив новостей/документов» Организация доступа к архиву новостей и документов. Как правило, содержит портлеты «Лента новостей», «Последние документы» и другие, с возможностью их публикации на страницах портала и внешних сайтах.
- «Опросы» Обеспечение обратной связи с посетителями портала с функциями накопления и анализа собранной информации.
- «Обращения граждан» Автоматизирует процесс получения обращений от граждан к государственному учреждению или органу власти. Возможна интеграция с сайтом обращений к Президенту РФ.
- «Государственные услуги» Интеграция предоставляемых учреждением услуг с сайтом государственных услуг через систему межведомственного электронного взаимодействия.
- «Телефонный справочник» Этот модуль дает возможность управлять базой телефонных номеров и контактной информацией сотрудников государственных органов. Возможно установление прав доступа для различных категорий пользователей.
- «Интерактивные карты» Инструмент для создания и управления картами городов и регионов с географической привязкой любых объектов и информации.
- «Рассылка» Модуль дает возможность подписаться на рассылки новостей и обновлений документарной базы по электронной почте.
- «Общественная экспертиза» Организация публичных и закрытых обсуждения документов, событий и инициатив государственного учреждения.
- «Документооборот» Интегрирует интерфейс служебной части портала с системой документооборота учреждения.
- «Почта» Интеграция почтовой системы учреждения с интерфейсом служебной части портала.
- «Управление пользователями» Комплекс средств, обеспечивающих регистрацию, авторизацию, поддержание рабочей сессии и восстановление паролей пользователей портала.
- Подсистема защиты доступа и распределения прав пользователей Единый интерфейс разграничения прав доступа к различным категориям информации и функциям портала, с возможностью задавать пользовательские роли с типовыми наборами прав доступа.
- Подсистема управления содержимым Дает возможность публиковать, редактировать и хранить материалы. Предоставляет другим модулям и подсистемам инструменты для навигации по информационным рубрикаторам.
- Подсистема сбора и анализа статистики Сбор и хранение данных о посещениях страниц портала, дает доступ к информационным материалам и функциям. Генерирует отчеты о наиболее востребованной информации, количестве обращений граждан, посещаемости портала и другим аспектам функционирования информационной системы.
Полный список функциональных модулей задается техническим заданием и может содержать узкоспециализированные программные элементы, востребованные конкретным государственным учреждением.
Финальный этап разработки - тестирование функциональных модулей, корректности отображения и работы интерфейсов во всех браузерах и на всех типах устройств. Кроме этого, проводится нагрузочное тестирование с эмуляцией одновременного пребывания на портале нескольких тысяч посетителей.
Сдача портала и гарантии
Готовый портал необходимо наполнить контентом. Опытные редактор компании ARTWELL подготавливают текстовые материалы, размещают документы, фото и видео на портале в соответствии с требованиями заказчика.
В процессе сдачи работ, компания «ARTWELL» предоставляет Заказчику следующую проектную документацию:
- общее описание/презентация портала;
- руководство пользователя;
- руководство администратора.
Техническая и эксплуатационная документация
Документация оформляется в соответствии ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68 «Единая система конструкторской документации. Форматы», а также на электронных носителях. Техническая и эксплуатационная документация соответствует требованиям:
- РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»;
- в части терминологии – ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы. Термины и определения»;
- в части обозначения и наименования документов – ГОСТ 34.201-89 «Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем».
Как правило, после подписания акта приемки-сдачи работ следует период поддержки портала и предоставления гарантий на программные средства, продолжительностью от 12 месяцев.
Гарантийные обязательства «ARTWELL» соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 «Информационная технология. Сопровождение программных средств» (Постановление Госстандарта России от 25 июня 2002 г № 248-ст.). В ряде случаев осуществляется организация Call-центра по поддержке пользователей, проводятся обучающие семинары среди администраторов государственного портала.
Узнать больше о предоставляемых нами услугах можно по телефону (495) 287-87-00 или в одном из наших офисов (Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Караганда).