Создание отраслевого информационного ресурса по формированию и мониторингу управления государственными заданиями Министерства здравоохранения Московской области
Сайт: Министерство здравоохранения Московской области
В ноября-декабре 2013 года компаний «АРТВЕЛЛ» в рамках госконтракта для нужд Минздрава Московской области была осуществлена разработка автоматизированной информационной системы с созданием многофункционального ресурса для формирования и мониторинга управления заданиями.
Особенности разработанной АИС
В качестве основной цели проекта была поставлена задача разработки и внедрения автоматизированной информационной системы, призванной оптимизировать процессы выполнения государственных заданий и обеспечить:
- формирование и мониторинг выполнения заданий;
- оценку качества предоставляемых госуслуг;
- нормативное планирование бюджета оказания госуслуг;
- оценку эффективности расходования выделяемого из бюджета финансирования.
Объект автоматизации – процессы Минздрава Московской области, в том числе:
- Процессы формирования:
- реестров госуслуг и учреждений;
- перечня госуслуг учреждений;
- плановых показателей мощности учреждений по оказываемым госуслугам, объема госуслуг, статистики и качества по годам планируемого периода и по отчетным периодам очередного финансового года;
- госзаданий.
- Процессы нормативного планирования бюджета:
- расчет нормозатрат на госуслуги, на содержание имущества;
- формирование на основе рассчитанных нормативов затрат на госуслуги и содержание имущества плановых объемов выделения средств учреждениям на выполнение госзадания;
- планирование расходной части плана ФХД учреждениями в рамках утвержденного объема финансирования на выполнение госзадания;
- моделирование объемов финансирования в соответствии с направлениями деятельности;
- формирование и анализ сводных отчетов по плановым показателям объема и нормозатратам на госуслуги и содержание имущества;
- формирование сводных отчетов для обоснования расчетов нормозатрат на оказание услуг госучреждениями: по средневзвешенным нормозатратам на единицу госуслуги, по нормозатратам на единицу госуслуги по каждому учреждению, по планируемым затратам учреждений в разрезе госуслуг и статей КОСГУ, по нормозатратам на единицу госуслуги в разрезе выделенных групп затрат и по каждому учреждению.
- Процессы мониторинга выполнения госзаданий и эффективности расходования бюджетных средств:
- определение показателей объема (количества госуслуг) за отчетный период времени отчетного финансового года;
- формирование отчетов о выполнении показателей объема оказанных учреждением госуслуг за отчетный период (квартал);
- формирование сводных отчетов о показателях объема оказанных учреждениями услуг за отчетный период;
- анализ качества услуг;
- расчеты нормативов затрат на оказание госуслуг и на содержание имущества;
- план-фактный анализ нормативов затрат на оказание госуслуг и содержание имущества за отчетный период;
- анализ фактических затрат учреждений по группам и видам затрат.
Структура и функционирование системы
Создание информационной системы предусмотрело ее трехуровневую архитектуру: сервер базы данных, сервер приложения и клиент. АИС организована как веб-портал с передачей данных в онлайн-режиме. В соответствии с требованиями безопасности обеспечено разграничение прав доступа и защита от несанкционированного доступа.
В структуру разработанной системы в качестве компонентов вошло множество модулей, обеспечивших решение всего комплекса задач по работе в системе, ее сопровождению и администрированию.
Разработаны и внедрены функциональные модули:
- идентификация и авторизация пользователей;
- настройка прав доступа;
- «Личный кабинет»;
- НСИ;
- модуль администратора;
- централизованное хранение электронных документов;
- «Конструктор отчетов»;
- «Online центр обмена сообщений» (пользователь/куратор/1-3 уровни техподдержки);
- уведомление с централизованной доставкой информации;
- интеграция и взаимодействие с внешними системами;
- экспорт/импорт данных;
- резервирование данных;
- визуализация данных с использованием интерактивных таблиц и диаграмм;
- OLAP-анализ данных;
- управление мощностью (анализ нагрузки, настройка параметров производительности);
- логирование изменений (хранение истории изменений данных на каждого пользователя);
- настройка пользовательского интерфейса.
Информационный обмен обеспечен работой всех компонентов системы в составе единой вычислительной сети. Базовый протокол межсетевого и сетевого взаимодействия - TCP/IP. Межкомпонентный обмен информационными данными осуществляется посредством совместного доступа к базе данных подсистем ЭС и вызовом сервисов, реализованных в интерфейсах подсистем.
Разработка информационной системы предусмотрела возможность и удобство ее последующей модернизации, в том числе расширение функционала, подключение других сервисов, предоставление интерактивного консультирования, расширение перечня форматов обмена данными со смежными системами и состава таких систем.
Программные приложения информационной системы (функциональные подсистемы) используют web-интерфейс со стандартным видом окон, панелей инструментов, меню и обеспечены возможностью настройки параметров среды. Приложения имеют встроенную справочную систему и поддерживают работу с контекстными подсказками.
Вся совокупность работ позволила обеспечить наглядную идентификацию разделов, минимальность затрат пользователей при навигации, оптимальную скорость загрузки страниц, внедрение системы мини-инструкций, полнообъемную обратную связь с пользователями посредством web-браузера без использования сторонних программ и почтовых клиентов. Созданная система максимально удобна и понятна для пользователей, обеспечивает лёгкость восприятия информации и простоту ориентирования в последовательности операций.